Апрель 1986 принес страшную весть об аварии на Чернобыльской АЭС. Почти с первых дней предприятия Холдинга мобилизовались на помощь ликвидаторам
26 апреля на №4-м реакторе АЭС прогремел взрыв. В результате произошел выброс огромного количества радиоактивных веществ в атмосферу. Сотни работников и пожарных более 10 дней пытались потушить пламя.
Уже в мае 1986 предприятия «Главкиевстрой» были мобилизованы для работы в зоне Чернобыльской аварии. Ликвидаторам поставляли полусухие бетонные смеси, металоконструкции и другие материалы для работ по ликвидации последствий аварии и возведения саркофага над разрушенным реактором.
Чернобыльская трагедия стала испытанием на профессионализм и стойкость в экстремальных условиях. Особенно для тогдашнего руководителя компании — Александра Филипповича Силецкого.
Из-за отсутствия надлежащей информации по Киеву распространялись слухи и паника, надо было оперативно принимать решения касательно работы компании, отселения людей, о вывозе детей работников из столицы, о ведении строительных работ в условиях повышенной радиации. Александр Филиппович давно на пенсии, года и тяжелая работа отразились на здоровье, но те напряженные дни помнит, будто бы это произошло вчера.
Александр Пожар сегодня работает водителем в «Киевгорстрое», а в 1986 году он был кадровым офицером, его, как и многих других военных, отправили в 30-километровую зону по разнарядке из Штаба округа.
«Я был командиром роты разведки. Понимание того, что там смертельная опасность, конечно, присутствовало, но страха, как такового, не было, скорее юношеский пыл. Жили в палатках, в 6 утра — подъем, в 7 выезд по точкам. Вечером командир части проводил совещание, давал задания, кто и чем должен заниматься — кто на станции ехал, кто в разведку. Радиацию замеряли постоянно, потом все эти данные передавались в оперативную группу сектора, а оттуда уже в оперативную группу зоны, которая была непосредственно в Чернобыле. Мы базировались в Рудне-Иллинецкой», — рассказал он.
Личный состав роты по замерам радиации работал в буквальном смысле несколько минут. Правительство работу щедро оплачивало — военные получали командировочные и два оклада; и опасную для жизни дозу радиации, которая подкосила здоровье многих.
«На каждого ликвидатора, или «партизана», как мы назывались между собой, была заведена карточка учета, куда постоянно записывались показатели облучения.В зоне непосредственно я был почти полгода. Металлический привкус во рту чувствую до сих пор, как и опухоль в щитовидке. Но выбора у нас не было. Кому-то нужно было все это делать», — отмечает Александр.
Взрыв на Чернобыльской атомной станции прогремел в 1:23 ночи 26 апреля 1986 года. Образованое в результате радиоактивное облако нанесло ущерб большей части территории Европы. Город Припять и окружающие районы еще несколько веков будут опасными для проживания людей.
По данным организации «Союз Чернобыль Украины», тысячи людей, которые принимали участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, пострадали во время работы. От 15 до 30 000 человек умерли в результате облучения радиацией. Более 2,5 миллиона жителей Украины страдают от заболеваний, приобретенных в результате облучения. Полная остановка электростанции произошла только в 2000 году.