КОЛИВИНГ. ПРИЖИВЕТСЯ ЛИ В УКРАИНЕ ТАКОЙ ФОРМАТ ЖИЛЬЯ

По разным данным, в мире сегодня насчитывается порядка 3000 коливингов. Порядка 25% в Европе, примерно 30% в США, и большая часть – в странах Азиатско-тихоокеанского региона. На конец 2020 года в мире функционировала 140 сетевых операторов коливингов. В нашей стране коливинги уже есть в Киеве, Одессе, Львове, Полтаве. В Украине уже порядка  3-4 брендов продвигают такой формат недвижимости. И на первый взгляд, это кажется перспективным. КиевVласть узнавала у девелоперов, насколько привлекателен этот тип арендного жилья для системных компаний и каково его будущее в Украине. 

Татьяна Маркова, директор Департамента продаж и маркетинга ЧАО «ХК «Киевгорстрой»

  • Насколько, по вашему мнению, такой формат перспективен в Украине? При каких условиях он может стать популярным? Какова перспективная география таких проектов?

Появление коливингив или коммуналок на новый лад, так же как и мода на так называемые «смарты» и ночлежки-хостелы лишний раз подтверждает, насколько украинцы нуждаются в жилье и насколько не имеют возможности его приобрести. Коммунальные квартиры, которые, кстати, еще кое-где сохранились в старых районах, были прародителями современных коливингов. И как же радостно люди готовы были переселяться пусть в небольшие, панельные, с низкими потолками, но отдельные квартиры. В Киеве сегодня еще много семейных общежитий коридорного типа, с общими кухней, санузлами, комнатами для стирки и сушки. Жители таких общежитий покупают комнаты не потому, что им нравятся такие условия жизни, а потому что не имеют возможности приобрести что-то лучше. Вспомните бум на так называемые «смарты» еще года два назад. Сейчас спрос на такое жилье заметно снизился, и, возможно, именно потому, что санитарные нормы не просто так определены для площадей, в которых комфортно жить. Коливинг – это фактически комната с санузлом, перекочевать какое-то время в таких условиях можно, но чтобы использовать как постоянное жилье на много лет – это вряд ли.

  • Стоит ли ожидать заметной доли такого жилья на рынке? Когда?

Вряд ли такой формат может быть перспективным для Украины. У нас в хорошем смысле «кугутский» менталитет — квартира должна быть своя. В Украине скорее более жизненными будут хостелы, в которых, в отличие от коливингив, проживание возможно только кратковременное.

  • Кто, по вашему мнению, может быть основной целевой аудиторией для такого формата?

Целевой аудитории может быть молодежь, особенно творческая, или одинокие люди. Первые требуют активного общения в силу возраста и хотят самостоятельности, вторые  нуждаются скорей в поддержке, которую легче получить, имея кучу соседей. Но и первые, и вторые будут рассматривать такой формат жилья, как временный, в перспективе будут искать возможности для жизни в отдельной квартире.

  • Насколько интересен такой формат для девелоперов с точки зрения бизнеса?

Девелоперу интересно построить и продать. Если такой формат жилья будет пользоваться спросом, застройщики будут его строить. Но особых перспектив для развития именно недвижимости в формате коливинг, я не вижу.

Мнения других экспертов рынка читайте в обзоре: Модный формат коливингов займет не более 5% рынка жилья