Только в начале февраля новая система регистрации недвижимости разобралась со своими полномочиями и возможностями. С февраля увеличилось количество сделок купли-продажи и количество нотариусов, готовых работать по новым правилам.
Прогнозируемый экспертами в январе хаос ждать себя не заставил. Полная неразбериха с новыми правилами регистрации недвижимости, практически парализовала рынок. Вступившее в силу с 1 января 2013 года государственное нововведение только теперь начинает набирать обороты.
— К сожалению, наша компания — крупнейший застройщик г. Киева, оценить достоинства новой системы ещё не смогла, — говорит директор департамента подготовки правоустанавливающих документов Сергей Вывдюк. В силу того, что Укргосреестр только-только начал свою работу и не имеет в своём распоряжении достаточного количества опытных регистраторов, сложилась такая ситуация, когда Регистрационная служба вынуждена сначала обслуживать одиночных заказчиков, дабы избежать огромных очередей, а нас, так сказать, «оптовиков», пока что отодвинули в сторону. Не смотря на то, что на сегодняшний день нами поданы на оформление свидетельств на право собственности документы по двадцати домам, мы вынуждены признать, что не получили от Укргосреестра ещё ни одного правоустанавливающего документа и не зарегистрировали ни одно свидетельство, полученное нами в «Житло-сервисе» в прошлом году. Это вызывает недоумение наших инвесторов, так как на официальном сайте того же Укргосреестра прописаны сроки исполнения заказов – 14 рабочих дней.
Итак, предложенная правительством схема оформления документов, в идеале, должна выглядеть так: решив продать/купить квартиру, дом, земельный участок, Вы обращаетесь к нотариусу или регистратору, которые с 1 января имеет полномочия БТИ. Они проверяют информацию об объекте по электронному реестру, и, если не возникает никаких вопросов, зарегистрировать сделку можно в течение недели.
Как оказалось на практике, — говорят в «Киевгорстрое», — к моменту вступления в силу новых правил, электронный реестр был практически пустым и заполнять его должны были сами нотариусы по мере обращения к ним собственников недвижимости. Отсутствие каких-либо данных о регистрации того или иного объекта вынуждает нотариуса проводить сделки практически «вслепую». Это стало причиной того, что многие нотариусы с началом года ушли в отпуск, а те, кто на свой страх и риск работает – подняли стоимость своих услуг. Помимо финансовых потерь, продавцы и покупатели недвижимости имеют ещё и потерю времени, так как многократно увеличилось время оформления сделки. Так же нужно отметить, что тот нотариус, который впервые входит в базу регистрации по какому-либо субъекту, обязан перенести в специальный раздел все существующие у него отягощения (объекты, находящиеся в залоге, под арестом и т.д.). Если учесть масштабы ПАО «ХК «Киевгорстрой», становится ясно, что перенесение большого объёма подобной информации не под силу одному конкретно взятому государственному регистратору. Это, — объясняет Сергей Вывдюк, и вызвало временное прекращение оформления нотариальных договоров по программе «Доступное жильё».
Неудобное расположение отделов регистрации, практически полное отсутствие рекламы и разъяснений, как действовать по новым правилам, привели к хаосу и неразберихе. По словам экспертов рынка недвижимости, количество сделок в январе сократилось на 30%. На массовые жалобы людей относительно длинных очередей, правительство отреагировало жестко: 30 января Премьер-министр Николай Азаров потребовал увольнения главы Укргосреестра Леонида Ефименко, а 1 февраля Президент Украины Виктор Янукович подписал его увольнение. Для урегулирования ситуации и устранения всех недостатков в функционировании новой системы регистрации недвижимости была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Вилкула в составе Министерства юстиции и Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ.
По прогнозам участников рынка, ситуация стабилизируется к апрелю. При этом, новый механизм, когда его отработают и устранят все проблемы, будет удобнее, чем предыдущая схема регистрации через БТИ.
— Не смотря на все вышеперечисленные трудности и временные неудобства, — говорит директор департамента правоустанавливающих документов Сергей Вывдюк, — ПАО «ХК «Киевгорстрой» рассчитывает в будущем на плодотворное сотрудничество с Укргосреестром, а так же надеется на понимание со стороны наших покупателей и инвесторов. У нас есть информация о том, что ведётся дополнительный набор в штат Регистрационной службы, а значит, со временем, наладится чёткая и быстрая работа. Хотим пожелать успехов руководству Регистрационной службы г. Киева – Ярославу Андриенко и Сергею Слободянюку в их непростом деле».
Напомним, что ранее в Украине действовало четыре государственных реестра, в которых подлежали регистрации права на недвижимость: реестр прав собственности на недвижимое имущество; реестр сделок; реестр ипотек и реестр запретов отчуждения недвижимого имущества. С 1 января все четыре реестра были объединены в один — Государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество.